воскресенье, 28 марта 2010 г.

Я и кошка

Я люблю смотреть на кошек. Они грациозны, они уверены в себе и они ведут себя так, как будто им совершенно безразлична вся происходящая вокруг суета. Встретившись взглядом с кошкой я понимаю, что кошке не нужен интеллект в том виде, в котором он есть у меня, что ей даже не приходит в голову, что она может развиваться и стать более совершенной. С точки зрения кошки она и есть совершенство. Да, кошка не будет читать, не будет работать на компьютере, не будет водить автомобиль, писать философские тексты или художественные произведения, смотреть видеофильмы, играть в игры на Nintendo Wii, фотографировать цветы, петь оперные арии... Но ей и не может прийти в голову идея делать все это. Для нее перечисленные виды деятельности относятся к сфере абсолютной избыточности.
Итак, с моей точки зрения кошка — существо красивое и гармоничное, но которому недоступны многие виды деятельности, которые доставляют мне удовольствие и которые для меня являются способами самовыражения. Если бы кошка вдруг начала осознавать, что она тоже могла бы заняться каким-либо из видов деятельности, которым занят я, перед нею мгновенно возникла бы задача учиться, осваивать новую деятельность. Однако, кошка не осознает своих ограничений.
Однако, сказанное о кошке в некотором роде может быть сказано и обо мне самом. Например, у меня совершенно нет никакого таланта к рисованию, и человек, который имеет этот талант, осознает, что я в рисовании как та кошка. Правда, в отличие от кошки, я осознаю, что это ограничение моих способностей есть. Кроме способности к рисованию есть еще, например, способность красиво танцевать, по поводу которой я могу сказать о себе то же самое: ну не танцор я. Хотя, вероятно, и то, и другое, может быть развито, благодаря тренировке и упорству.
Однако, несомненно существуют способности, которые я не могу осознать, и которые понимаю «только с одной стороны», а именно с той, что они у меня отсутствуют. Но я даже не могу себе представить, что это за способности, и (более того) не могу увидеть их проявление в других людях. Здесь я хочу провести различие между словами «понимание» и «осознание». Понимать в данном контексте означает видеть границу, но не знать, что находится за нею. Осознание - это знание того, что находится по обе стороны границы. Увидев человека, который умеет летать без помощи каких-либо вспомогательных средств, я могу понять, что я, в отличие от него, летать не умею. Но я не смогу осознать способность к полету как доступную мне, не буду знать, что находится по ту сторону моего неумения. То есть, буду вести себя как кошка, которая видит, как я работаю на компьютере. Любопытнее всего, конечно же, существование у других людей способностей, проявления которых я не могу увидеть, и даже не могу понять, что у меня этих способностей нет. Я даже не могу сформулировать, что это за способности: могу только ощущать сам факт ограничения, замыкания меня в некоторых пределах.

Таким образом, возникает иерархия:

(1) Не вижу — (2) Вижу — (3)Вижу и понимаю — (4)Вижу, понимаю и осознаю

Задача обучаться может быть поставлена на последнем этапе, и, отчасти, на предпоследнем.
***
Приложим эти абстрактные рассуждения к конкретной ситуации. Я владею некоторыми социальными технологиями, с помощью которых можно существенно ускорить развитие социально-экономических систем (организаций, компаний, отраслей, регионов и т.д.). Для меня эти социальные технологии представляют самоочевидную ценность, и я понимаю, как и за счет чего они работают. Определим владение социальными технологиями как мою способность.
Когда я рассказываю об этом некоему потенциальному заказчику, я через несколько минут беседы понимаю, на каком этапе находится мой собеседник. Если он видит и понимает, или видит, понимает и осознает, есть шанс на сотрудничество. Если он только видит, что способность у меня есть, но не понимает, в чем она состоит, у него возникает чувство опасности. Если же он даже не видит, он считает мои слова всего лишь информационным шумом. В этом случае он кошка.
Но ситуация может быть легко перевернута, если, например, человек строит свою деятельность не на социальных технологиях управления, а исключительно на личном таланте. В этом случае он не видит и не понимает, что я делаю. Но я также не вижу и не понимаю, что делает он. Если он попытается мне объяснить, чем он занимается, есть шанс, что кошкой окажусь я. Впрочем, также не исключена возможность, что кошками окажемся мы оба :-).
***
Таким образом, взаимопонимание между людьми оказывается возможным только в случае, если они находятся на третьем и четвертом этапе в восприятии способности (технологии, методологии), которая обсуждается ими в данный момент.

Комментариев нет: