пятница, 8 апреля 2011 г.

Деятельность диджея и ее философское содержание

В каждой деятельности, которой мы занимаемся, присутствует глубокое философское содержание, которое чаще всего игнорируется нами "за ненадобностью", то есть из-за нашей убежденности в практической бесполезности философских размышлений. Однако, внимание к казалось бы очевидному и подробное рассмотрение философского содержания любой человеческой деятельности (если у Вас есть к этому вкус и интерес), могут помочь Вам лучше понять "как работает" мир, социум, сознание, как возникает и осуществляется сама рассматриваемая деятельность.
Для примера рассмотрим философское содержание деятельности диджея. Кто такой диджей?
Это человек, который подбирает и ставит музыку, которая, по его мнению, максимально уместна в данной ситуации. Подбирает ее на свой вкус. И ставит в той последовательности, которая кажется ему правильной. Некоторые диджеи делают собственные аранжировки и даже музыкальные композиции, некоторые - специализируются на озвучивании событий, театральных постаноков, фильмов. Таким образом, четких границ у этой профессии нет, и часто диджей, фактически, становится композитором или звукорежиссером.
Собственно, диджей - это человек, отслеживающий довольно быстро меняющуюся музыкальную моду и способный, послушав несколько секунд музыкального трека, сказать два слова: "круто" или "отстой".
Как правило, диджеи не занимаются философией. Правда, были и есть поразительные исключения из этого правила. Но все диджеи безупречно чувствуют, что является модным, что "круто", а что нет. И именно эта часть их деятельности и является предметом нашего интереса в этом дискурсе.
То обстоятельство, что со временем меняются представления о моде и крутизне вряд ли способно кого-либо удивить. Однако, очевидное следствие из этого тезиса, как ни странно, не выглядит такой уж банальностью. Время содержательно-психологически выглядит неоднородно, каждому выделяемому периоду времени можно приписать определенную модальность, отличающую этот период времени от других с точки зрения проживающих их индивидов. Что означает термин "модальность"? Это долженствование, привязанное в данном случае к определенному периоду времени. Долженствование, которое каким-то образом изменяется и развивается, которое позволяет нам безошибочно классифицировать музыкальные аранжировки, стиль речи, одежду, дизайн, относя их к определенным периодам времени. Иными словами, музыка, проза, стихи, художественные полотна, одежда, дизайн повседневных вещей, - все это подчинено некоторой логике изменения модальности, и развитие этой модальности, по сути, и означает движение содержательного времени, которое мы воспринимаем психологически острее и непосредственнее, чем течение времени физического. 
Модальность времени (как Вы понимаете, я говорю не о физическом времени, а о содержательно воспринимаемом и психологически проживаемом процессе изменений), таит в себе множество загадок. 

1. Почему мы безошибочно чувствуем, что соответствует модальности текущего периода времени, а что - нет? 
2. Вторая загадка состоит в том, что переход к новой модальности происходит одновременно в разных обществах, даже если эти общества не вступают друг с другом в контакт. Об этом красноречиво свидетельствуют новые веяния, определяющие культурную жизнь различных субкультурных образований. Эти новые веяния начинаются в разных субкультурах практически одновременно, и хотя порождают внешне различные феномены, по сути, улавливают одну и ту же новую модальность времени.
3. Третий, связанный с этим вопрос, порождающий еще больше новых вопросов: если мне известна некоторая "завтрашняя" модальность, дает ли мне это преимущество в настоящем? Смогут ли современники увидеть в модальности завтрашнего дня нечто более интересное для себя, нежели модальность сегодняшняя? Смогут ли современники воспринять завтрашнюю модальность как именно завтрашнюю, и потому завораживающую и будящую воображение? Иными словами, означает ли опережение этого содержательно-проживаемого времени и постижение будущей модальности одну из наиболее эффективных стратегий личного успеха?
4. Означает ли выражение "отстал от жизни", что человек застрял в некоторой прошлой модальности, связанной с определенным временным периодом прошлого? В свою очередь, означает ли это, что можно сознательно выбирать ту модальность времени, которая в большей степени соответствует индивидуальным предпочтениям? Можно ли сказать, что с возрастом чувствительность к смене модальности времени исчезает? Ведь многие пожилые люди пользуются предметами из далекого прошлого и ощущают себя вполне комфортно, как бы не замечая, что мир вокруг поменялся, они словно остаются в "том времени".

Чтобы ответить на заданные вопросы, нам необходимо понять, как вообще возможно столь масштабное, ощущаемое, но неосознваемое качество как модальность времени? Ведь существующая в нашем сознании научная модель мира не предполагает какой-либо структуры временного потока: школьная физика считает время однородным, однонаправленным и текущим с одинаковой скоростью (правда, неясно, по сравнению с чем). Однако, в любом случае научное мировоззрение школьного уровня превращает деятельность диджея в невозможную. Очевидно, чтобы объяснить работу диджея, нам потребуется придумать модель мира, в которой эта деятельность возможна.

Модель мира, в которой возможна деятельность диджея

Этот странный мир характеризуется тем, что событийное и содержательное время в нем связано с физическим временем нелинейно (это объясняет, почему музыкальные композиции 1970-х по темпу существенно медленнее современных). 
Кроме того, каждый период времени можно связать с определенным настроением, с определенной центральной идеей, с определенными представлениями о комфорте, красоте, гармонии, совершенстве, идеале, добре и зле, свободе и счастье. Эти представления воплощаются в стиле одежды, стихах, музыке, театральных постановках, фильмах, литературе, архитектурных и дизайнерских решениях и в других феноменах культуры. Мы будем называть эти представления модальностью времени. И хотя на первый взгляд кажется, что эта модальность является не более, чем коллективным мнением, это не совсем так. Доказательством тому служит одновременная смена модальности на разных континентах, в разных субкультурах. 
Динамика изменения модальности очень значительна. Буквально за несколько дней может произойти смена модных веяний. И люди, вовлеченные в коммуникацию об этом, признают произошедшие изменения необходимыми. Таким образом, само физическое время становится окрашенным событийно и содержательно, и само течение физического времени как бы вводит нас в разные области этого потока, и заставляет изменять свою жизнь, быть адекватным запросам времени.
У наиболее талантливых композиторов, дизайнеров, творцов разных направлений получается видеть модальность завтрашнего дня. Когда им это удается, публика говорит, что создано нечто новое. Кто-то из творцов угадывает модальность завтрашнего дня и становится сверхпопулярным, а большинство - не угадывают и тихо чахнут в безвестности. Почему я настаиваю на том, что творцы не создают завтрашний день? Есть немало аргументов в пользу того, что это не они творят, а модальность времени творит через них. Один из аргументов опирается на то, как делаются открытия в математике. Скажем, некогда древний математик, который еще и математиком-то себя не называл, а считал себя философом, сформулировал теорему, получившую имя Пифагора. Создал ли он ее? Конечно, нет. Он ее открыл. Но бессмысленно искать такое место в физическом мире, в котором находится открытая философом теорема Пифагора. Значит, теорема Пифагора существовала всегда в некоем ментальном мире, в котором в том числе бытийствуют и геометрические объекты, и числа, и концепции. И любое существо, обладающее абстрактным мышлением, на какой бы планете оно ни жило в этом Универсуме, на каком бы языке оно ни говорило, имеет шанс открыть теорему Пифагора, и оно поймет эту теорему точно так же, как ее понимаем мы. Выхватывая образы и творческие замыслы из будущей модальности времени, творцы творят их сами или "открывают", точно так же, как существо с далекой планеты открывает теорему Пифагора? Я больше склоняюсь к варианту "открытия", а не варианту "творчества".
Если модальность времени существует не только в настоящем и прошлом, но и уже существует в будущем, то можно говорить о творчестве как об улавливании будущей модальности. Роль творцов сводится в этом случае к тому, чтобы опережать коллективное сознание при движении по оси времени к следующей модальности. Значит, в нашем мире, где возможна деятельность диджея, не все индивиды живут в одной временной точке "здесь, в точке настоящего": они распределены по оси времени, кто-то уже живет в завтрашней модальности, кто-то в далекой вчерашней или позавчерашней, - но это не мешает им обмениваться друг с другом информацией.
Чувство модальности времени, ощущение соответствия сегодняшнему состоянию временного потока,  является одним из неотъемлемых качеств каждого индивида. Если индивид отказывается двигаться в модальности времени и движется только во времени физическом (от чего он отказаться просто не может), то в этом случае он выпадает из процесса социального развития. Предположим, что весь социум застывает в некоторой прошлой модальности, и никто не движется по событийному времени вперед. К чему это приводит? К социальному взрыву, разрушению тормозящих социум социальных систем, что мы неоднократно наблюдали в историческом процессе.
Итак, для того, чтобы деятельность диджея оказалась возможной, нам пришлось полностью пересмотреть картину мира и, в частности, отказаться от упрощенной "школьно-физической" концепции времени, от идеи общего для всех "настоящего момента времени", от идеи течения времени с одинаковой скоростью, а также от идеи невозможности путешествовать во времени.
Может быть, у Вас найдется другое объяснение тому, почему в нашем мире возможна деятельность диджея?

Александр Шохов
www.shokhov.com

Комментариев нет: