четверг, 14 октября 2010 г.

Идеальная (невозможная) церковь

Церковь - это объединение верующих, которое дает им ощущение причастности и единства. Объединения людей на основе веры (как показывает история) устойчивы и способны генерировать мотивационные поля, определяющие целеполагание, решения и действия отдельных людей и больших социальных групп.
Различное отношение общественности к самой идеи церкви (от резко отрицательного до абсолютно положительного) объясняется тем, что влияние подобных объединений на судьбу отдельного человека неоднозначно. Ведь человек может попасть под влияние различных церквей и сект, в том числе склонных к терроризму, расизму или национализму (вплоть до его крайних форм, например, фашистских). Жизнь каждого человека в современном обществе, декларирующем гуманистические идеалы эпох Возрождения и Просвещения, считается высшей ценностью. Ценностями считаются также свобода воли и уникальность личности каждого человека. И с точки зрения гуманистически мыслящих людей современности церковь, стремящаяся в известном смысле нивелировать уникальность личности и ограничить свободу воли, конечно, не является привлекательной. В то же время современные гуманисты не могут отрицать благоприятного воздействия веры на душу человека, ведь верующий обретает смысл жизни.
Хочу предложить для обсуждения проект идеальной Церкви, которая в данный момент может восприниматься как невозможная, но которая, с моей точки зрения, является естественным вектором эволюции объединений верующих.


Церковь без догматов

Дабы не ограничивать свободу воли и максимально проявить уникальность личности верующего, можно отказаться от догматов и священных писаний и предложить каждому верующему построить свою личную веру. Неважно, какова будет эта вера, во что именно будет верить человек. Его вера может стать квинтэссенцией уникальности его личности. И строя собственную веру без попыток вызубрить придуманные не им догматы и молитвы, человек максимально проявит и разовьет свои духовные способности, обогатит свою душу творчеством, которое наполнит смыслом и верой его жизнь. Что может быть более захватывающим, чем построение собственной веры, уникальной веры, непохожей на веру других верующих? Очевидно, такая вера будет обладать для ее создателя и обладателя огромной ценностью, и будет давать ему устойчивый смысл жизни. 
Возможно, вы спросите: "Что же будет объединять верующих, если у каждого вера своя?". В Идеальной Церкви верующие помогают друг другу максимально проявить личную уникальность в построении своей собственной веры. И ни один из верующих не может претендовать на то, что его вера более правильная, чем вера другого человека. Все равны перед Создателем Универсума или перед силами и законами природы, которые лежат в основе Универсума. Никто не обладает правом на Истину в последней инстанции, но каждый понимает, что уникальность его личности - это дар, пренебрежение которым является преступлением перед человечеством, Духом, Богом, Природой, Универсумом... Каждый понимает, что его вера, созданная им самим, позволяет ему раскрыть весь свой духовный потенциал, но нет никакого смысла в том, чтобы навязывать эту веру другим людям. Более того, необходимо культивировать стремление создать уникальную веру даже у тех, кто готов идти по стопам и принять построенную кем-то веру. Ведь тем самым они отказываются от величайшего дара - своей уникальности.

Церковь вдохновляющая

Задача Церкви - как объединения таких уникальных верующих, каждый из которых создает, формирует и развивает собственную веру, - состоит в том, чтобы помочь им познать самих себя, проявить все нюансы и особенности, таланты и способности души и ума. Поэтому Церковь обретает совершенно особую функцию: она вдохновляет верующих на развитие собственной духовности, и обучает людей тому, как можно строить собственную веру. 

Церковь объединяющая

В такой Идеальной (невозможной) Церкви человек не остается одиноким и неинтересным другим верующим. Все, что он делает, вызывает интерес, все его достижения на пути развития духовности обретают ценность для других верующих. Взаимная поддержка перестает быть всего лишь формальным участием (как это довольно часто происходит в сегодняшних церковных общинах): человек не остается один на один с жизненными трудностями и проблемами, он находит понимание, поддержку и помощь у других верующих.

Обоснование возможности Идеальной (невозможной) Церкви

В современном мире трудно надеяться на то, что одна история или одна религиозная идея могут объединить значительное количество людей. Обилие верований, религий и церквей приводит к тому, что человек выбирает путь духовной эволюции в значительной степени случайно, слабые люди попадают под влияние более сильных и могут заблудиться на пути саморазвития. Тем более, что современные люди (боясь оскорбить чьи-либо религиозные чувства) избегают открыто обсуждать темы, связанные с верой. В то же время, потребность в духовности ощущается все сильнее. Поэтому высказанная идея Церкви, которая сегодня кажется невозможной, с каждым годом будет все в большей степени соответствовать стремлениям ищущих свой собственный Путь духовного развития. Церковь, которая действительно объединит верующих и наполнит их жизни смыслом, уже сегодня ощутимо нужна современному обществу. Тот факт, что сегодня высказанная идея кажется невозможной, также говорит в пользу ее реализуемости. Ибо столь глубокое изменение в институтах духовного совершенствования и развития (вспомните историю религий) может начаться только с идеи, которая в начале кажется совершенно невозможной.

©Александр Шохов
www.shokhov.com

Комментариев нет: